Научно-методическая работа ведётся на двух уровнях: Работа над методической темой школы «Урок в условиях дифференцированного обучения» осуществляется под руководством научного руководителя, доцента, кандидата педагогических наук Панфилова А.Н.. Педагогический коллектив поэтапно решает теоретические и методические проблемы, которые обсуждаются на педагогическом совете. Тематика исследования по годам:
Работа над научно-методической темой школы ведется по двум направлениям:
Для реализации научно-методической работы используются разнообразные формы и методы:
• общешкольном (реализуется через решения педагогического, научно-методического советов),
• учительском (реализуется через творческую группу, школьные методические объединения, школу молодого учителя).
• 1994 – 1995 г.г. «Дифференцированное обучение, что это такое?».
• 1995 – 1996 г.г. «Отбор содержания учебного материала».
• 1996 – 1997 г.г. «Создание системы учета оценки и коррекции знаний учащихся».
• 1997 – 1998 г.г. «Конструирование учебных заданий».
• 1998 – 1999 г.г. «Система управления уроком».
• 1999 – 2000 г.г.«Мониторинг результативности обучения».
• 2000 – 2001 г.г.«Методы обучения как условия реализации дифференцированного подхода».
• 2001 – 2002 г.г.«Адаптивная технология обучения (дидактическое
проектирование учебных тем)».
• 2002 – 2003 г.г.«Адаптивная технология обучения (дидактическое
проектирование учебных тем)».
• 2003 – 2004 г.г.«Эффективность образовательной деятельности».
- углубление изучения теории и технологий дифференцированного обучения,
- конструирование и внедрение общешкольной технологии.
• проблемно- ориентированные лекции для всего педагогического коллектива («Мониторинг и прогнозирование результатов образовательного процесса», 2000 год, «Адаптивная технология обучения», 2002 год, «Дидактическое проектирование учебной темы», 2003 год);
• индивидуальные и групповые консультации по запросам учителей («Проблема мониторинга процесса обучения»,2000 год),
• научные конференции, и теоретико–практические семинары для учителей школы , города, региона («Типология урока. Выбор структуры урока.» 1999 год, «Методы обучения как условие реализации дифференцированного обучения», 2001 год, «Система дидактического управления уроком», 2002 год);
• выставки современной психолого-педагогической и методической литературы («Теория обучения», 2002 год, «Основные направления методической работы», 2003 год);
• взаимопосещение учебных занятий,
• выпуск методического журнала по результатам научно- методической работы ( «Методическая копилка»),
• пакеты методических материалов (схемы наблюдения уроков, варианты анкет).
Главные направления научно-методической работы.
• система управления уроком.
Процесс обучения реализуется только через конкретные формы его организации. Основной формой организации обучения является урок. Учебный процесс в школе состоит из системы конкретных уроков. Одни уроки преследуют цель формирования знаний, другие – закрепление и совершенствование их, третьи - повторение и систематизацию, четвертые – проверку усвоения общеучебных умений и навыков.
ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА
1. Цели ( задачи)
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
2. Содержание
Объем и структура материала
Актуализация опорных ЗУН
Изложение нового материала
Закрепление
3.Усвоение информации
Управление вниманием
Виды учебной работы
Диалогические умения
Самостоятельность действий
Уровень усвоения
4. Формирование СУД (способов умствен. Действий)
Система учебных заданий (типы):
- сравнение, анализ
- обобщение, синтез
- понятие, классификация
- суждение, умозаключение
- творчество
5. Контроль, оценка и осмысливание результатов работы
Рефлексия
Самоконтроль
Взаимоконтроль
6. Организация урока
Соответствие типа урока ТДЦ
Работа структуры урока на ТДЦ
Дозировка учебного материала
• Мониторинг обученности учащихся.
Мониторинг результативности процесса обучения в школе осуществляется на двух уровнях:
- общешкольный уровень – организуется, проводится и анализируется на уровне администрации, МО, педагогического совета; Мониторинг общешкольного уровня осуществляется через следующие процедуры: трехразовый общешкольный срез знаний учащихся (срез остаточных знаний, промежуточный срез, итоговый срез), общешкольная статистика ведется администрацией; классно-обобщающий контроль по графику и проблемных классов, действуют единые схемы анализа уроков, срезы текущих тем;
- уровень отдельного класса – организуется, проводится и анализируется учителем. Мониторинг на уровне отдельного класса осуществляется посредством следующих процедур: контроль ЗУН, узловых тем (узловые темы определены и утверждены на МО), анализ успешности решения систем задач по Д. Толлингеровой, выявление типичных затруднений и др. Результаты мониторинга заносятся учителем в специальную аналитическую тетрадь.
СТРУКТУРА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ
Для исследования эффективности учебно-воспитательного процесса используется система отслеживания результатов.
В учебно-воспитательной деятельности школы объектом отслеживания является ученик. Мы получаем информацию по двум признакам:
- изменение его психологических характеристик – психологическая траектория;
- изменение его знаний, умений и навыков по каждому предмету – предметная траектория.
Информацию, характеризующую учеников, администрация учителя получают по результатам психологического и педагогического мониторингов.
Прогноз управления качеством обучения ведется в течение учебного года:
- определение входной информации (в начале учебного года).
На основании образовательного мониторинга по каждой параллели, классу, учащемуся школа имеет:
- траекторию изменения обученности за текущий и предыдущие годы.
- среднесрочный прогноз на учебный год;
Школа из полученных данных строит педагогическую траекторию по каждому учебному предмету с указанием ожидаемых результатов.
- краткосрочный прогноз (на тему).
На основании данных о классе школа строит педагогическую траекторию по каждой учебной теме.
- прогноз эффективности деятельности учителя.
В мониторинге определяется оценка учителя, сделанная учащимися, администрацией и оценка результативности работы учителя, которая определяется через прирост результатов учащихся.
• Проектирование и использование адаптивной технологии обучения.
Цели прогнозирования результатов обучения в школе достигаются следующим образом:
- разработана и используется внутришкольная модель календарно -содержательного плана, где прогнозируется результат учебных достижений учащихся;
- все учителя конструируют систему учебных заданий до начала изучения учебной темы;
- по отдельным предметам внедряется дидактический проект учебной темы.
Дидактический проект как форма планирования позволяет представить образовательный процесс в школе в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, операционно - деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному.
Адаптивная технология прорабатывается на уровне согласования целей, содержания, методов обучения.
Мониторинг распространяется не только на результативную часть учебного процесса, но и функционирует на уровне проектирования учебного занятия.
Особенности прогнозирования и организации урока.
Для проведения эффективного урока учителю необходимо:
1. Образовательная программа, составленная на основе примерной образовательной программы с учетом особенностей деятельности школы, контингента учащихся конкретного класса, потребностей родителей. В школе она утверждается директором школы на основании экспертизы научно-методического совета школы.
2. Образовательные стандарты, в которых обозначены требования к преподаванию данной дисциплины, к знаниям, умениям и навыкам учащихся, предложены варианты контрольных работ (срез остаточных знаний, промежуточных и итоговых), варианты проверочных работ по «узловым темам» за учебный год.
3. Дидактический проект на каждую изучаемую тему, в котором выделяются следующие компоненты:
- дата (календарный срок, предназначенный для изучения данной темы);
- цели и задачи темы, где четко прописываются обучающие, воспитательные и развивающие задачи;
- циклограмма темы (номера уроков по теме, обозначаются все типы уроков, в ходе которых будет изучаться данная тема);
- особенности содержания темы и системы заданий, которые будут использованы;
- планируемые результаты обучения по теме;
- виды проверочных работ, необходимых для осуществления обратной связи;
- методическое обеспечение эффективного изучения данной темы (виды уроков, методы и технологии обучения и средства обучения и др.).
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.
ПЛАНИРОВАНИЕ
1. Определение целей и задач контроля.
2. Выявление объектов контроля, определение типа контроля.
3. Определение круга вопросов, требующих изучения.
4. Определение сроков контроля.
5. Определение участников, распределение их обязанностей.
6. Определение форм и методов контроля.
7. Определение видов подведения итогов.
8. Подготовка итогового документа (аналитической справки, приказа и т.д.).
9. Определение сроков проверки исполнения предложений, рекомендаций.
ТИПЫ КОНТРОЛЯ
1. Фронтальный.
2. Текущий.
3. Тематический.
4. предметный.
5. Индивидуальный.
6. Классно-обобщающий.
7. Взаимоконтроль.
8. Самоконтроль.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ
1. Актуальность, подчинение контроля целям, задачам, стоящим перед школой в конкретный период ее деятельности.
2. Обеспечение гласности: своевременное информирование коллектива как о конкретных направлениях, объектах, субъектах, целях и задачах, формах, сроках, так и о результатах, выводах и предложениях.
3. Уважение прав и обязанностей участников контроля.
Эффективность процесса обучения в школе определяется тремя факторами:
- сформированностью у учащихся познавательных потребностей;
- умением учащихся разрешать проблемные ситуации в учебном процессе;
- развитием способностей и определенных качеств личности.
Основными принципами эффективности научно-методической работы являются:
• адаптивность,
• системность,
• прогноз.
На начало страницы