Приоритетные направления развития общеобразовательной средней школы № 8.


www.elabuga-school8.narod.ru

Ведётся научно - методическая работа

Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего человека.
Для достижения этой цели необходимы:

-расширение прав ребенка и родителей;
-уважение к личности ребенка;
-учет образовательных интересов каждого ученика; соответствие образовательного процесса возрасту;
-обеспечение полноценного психического и физического развития;
-охрана здоровья детей.
Чтобы эти принципы не остались чистой декларацией, они должны быть воплощены в конкретных образовательных технологиях. Работа современной общеобразовательной школы направлена на поиск и создание условий для формирования у детей способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации. Поэтому главным звеном в образовательном процессе школы № 8 является обеспечение оптимальных для каждого учащегося условий для развития индивидуальных способностей, самореализации, вне зависимости от психофизиологических особенностей, способностей и склонностей, индивидуальных различий. В этом заключается гуманизм и демократизм адаптивной технологии обучения.

Приоритетными направлениями деятельности общеобразо-вательной школы № 8 в период 2002 – 2007 уч. годы являются:

- мониторинг и стандартизация обучения и воспитания в школе;
- мониторинг обученности и воспитанности учащихся;
- прогнозирование результатов процесса обучения;
- проектирование и использование адаптивной технологии обучения.

Достижение поставленной цели предполагает решение комплекса задач:

- интеграция педагогической деятельности коллектива школы (по ступеням обучения, циклам предметов, отдельным предметам и т.д.);
- проведение комплексной диагностики учебной эффективности (учебных занятий, содержания, системы заданий);
- опытное внедрение школьных стандартов образования;
- реорганизация преподавания отдельных предметов на повышенном образовательном уровне (классы, спрофилированные на ВУЗ);
- реализация дополнительного образования через систему внеурочной деятельности;
- отработка вариантов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов обучения и воспитания;
- проработка вариантов краткосрочного прогноза на учебную тему: в виде дидактического проекта в учебных предметах;
- моделирование и апробирование типовых схем учебного занятия в адаптивной технологии обучения;
- создание условий для достижения определенного уровня развития личности и социальной компетенции учащихся;
- распространение педагогического опыта среди педагогического коллектива школы.

Основными принципами функционирования и развития общеобразовательной школы №8 являются:

-адаптивность,
-системность,
-прогноз.

Реализация образовательной программы позволит решить следующие задачи функционирования школы:

-достижения уровня обученности всеми учащимися школы не ниже ГОС;
-выявление наиболее способных и одаренных детей и создание условий для развития их индивидуальных способностей на основе расширения и углубления базового компонента образования;
-воспитание и обучение учащихся, средствами духовно-культурного содержания, основанного на мировой, русской и татарской национальной культуре;
-создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Главной целью функционирования школы является воспитание и развитие интеллектуальной, творческой личности, с нравственным поведением, конкурентоспособной, готовой к активной профессиональной и социальной деятельности в изменившихся политических и социально-экономических условиях.
Научить мыслить – основная идея обучения. Для ее реализации школа создает систему обучения, построенную не на основе информационно-объяснительного принципа, а на основе обучения учащихся, универсального способа деятельности по получению и использованию знаний, что обеспечит развитие способностей детей.
Отсюда стратегическая цель обучения – развитие способностей учащихся, усвоение ими технологии самообучения и саморазвития.

В соответствии с этой целью школа решает следующие задачи:

-все учащиеся должны получить базовое среднее образование в объеме 9 классов;
-учащиеся должны овладеть способами поиска знаний в информационном мире; -учащиеся должны получить навыки исследовательской деятельности. -учащиеся должны развить способности эстетического видения мира;
-учащиеся должны сохранить и развить желание самостоятельно получать новые знания;
-учащиеся должны подготовиться к специализации с учетом своих индивидуальных способностей;
-формирование коммуникативных умений учащихся, без которых невозможно достижение высоких результатов ни в учении, ни в профессиональной деятельности, ни в жизни.
Педагогическая деятельность общеобразовательной школы № 8 в период с 1994 года по настоящее время осуществляется в рамках научно-методической темы: «Урок в условиях дифференцированного обучения».

За истекший период педагогический коллектив добился определенных положительных результатов:

-повысилась квалификация учителей:

Уровень эффективности педагогической деятельности.

- уровень обученности учащихся стабильный.

Уровень обученности учащихся

-повысился уровень эффективности педагогической деятельности.

Однако анализ процесса обучения выявил целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения:

-модернизация управления учебным процессом на всех уровнях;
-совершенствование методических процессов, связанных со структурированием содержания обучения и конструированием системы заданий: развитием познавательных мотивов школьников;
-рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, на приоритетном развитии личности учащихся.
Основываясь на анализе изменения качества обучения на различных ступенях обучения и учитывая реальный уровень обученности школьников, педагогический коллектив общеобразовательной школы № 8 пришел к выводу о необходимости в дальнейшей своей работе реализовать принцип непрерывности и вариативности образования через организацию адаптивного образовательного пространства в условиях школы. Общая образовательная политика школы реализуется в конкретной работе по образовательным ступеням.

Начальная школа

Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка выступает как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться).

Целями образования в начальной школе являются:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия;
- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее:
- побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- поддержание оптимистичной самооценки и уверенности в себе;
- расширение опыта самостоятельных выборов;
- формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, т.е. должны быть сформированы мотивационная и процессуальная стороны учебной деятельности).
- сохранение и поддержка индивидуальности детей.

В рамках общей цели начального школьного образования выделим частные задачи:

? в образовательном процессе необходимо использовать только те образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей;
? создавать учебную общность учащихся и учителя, родителей, организуя совместный поиск новых способов учебной деятельности сотрудничества и понимания;
? обеспечить полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе, включать учебно-познавательную деятельность в ансамбль внеучебных (художественной, трудовой, спортивной, игровой), строя их с опорой на достижение и опыт детей в различных дошкольных видах деятельности;
? сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (самостоятельно определять свои достижения и ограничения, расширять границы своих возможностей с помощью других людей – взрослых и сверстников);
? оказывать педагогическую поддержку развитию индивидуальности ребенка;
? создавать предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности.

Основная школа

Цель образования в основной школе мы определяем исходя из следующей идеи: школа для учащегося должна обеспечить возможность усвоения социальных навыков, обеспечивающих социальную адаптацию и социальную мобильность. Цель образования в основной школе мы формулируем так: формирование способностей к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образованной траектории.

Таким образом, подросток, выходящий из основной школы, должен:

- видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;
- обладать соответствующими компетентностями на определенном социальном опыте, позволяющим ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его быстроменяющемся мире;
-уметь делать осознанный выбор, по крайней мере, на уровне, той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.

Старшая школа

Обучение в старшей школе мы определяем:

- социальное, профессиональное и гражданское самоопределение;
- наличие соответствующей образовательной технологии:
? целенаправленная установка на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве;
? постепенная переориентация образовательной парадигмы с преимущественной трансляции системы ЗУНов (объем и динамика развития современной информационной среды просто обесценивают качество и значимость любой подобной системы) к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства в школе.

Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного процесса в старшем школьном возрасте, который с необходимостью должен включать в себя:

• индивидуализированные формы учебной деятельности;
• выработку проектно-исследовательских навыков;
• самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной деятельности;

В основе модели функционирования старшей школы лежит профильное обучение. Данная модель предусматривает создание стабильных классов, в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям школьников различаются. Главной целью профильного обучения выступает обеспечение общедоступности получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями учащихся, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

-выявление на возможно ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие (предпрофильное обучение), а в случае необходимости – переориентация школьника с одного профиля на другой;
-обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования по выбранному профилю.

Сохранить полный текст на компьютер!
(23 kb,WinRAR)
, (104 kb, Microsoft Word)

На начало страницы

Hosted by uCoz