Психолого-педагогические
средства повышения эффективности
учет особенностей
учет возрастных
функционирования
особенностей в
познавательных
процессе обучения
процессов
На каждом уровне
обучения решаются определенные
дидактические задачи со своими приемами и
закономерностями их выполнения.
I.
1 – осознание; 2 – осмысление; 3 – обобщение.
II.
4 – текущее
повторение; 5 – тематическое повторение;
III.
7 – формирование
и совершенствование учений;
8 – стандартное
применение;
9 – творческое
применение.
Нарушение
закономерностей приводит к снижению
качества знаний
Д/з должно быть |
|||||||
отобрать главное |
кратков. деление хранилищ. |
долговремен. хранилищ. |
СКОРОСТЬ |
чтения
письма вычислений |
Как помочь
осознать материал?
Осознание
Под осознанием понимается получение представлений или установление соответствия между словом и образом.
Необходимо взаимодействие первой и второй сигнальной системы.
если | образ | перевести в слово | |
если | слово | перевести в образ |
Требуются затраты t и энергии |
|
наглядность | |
термины + терминологическая работа + наглядность |
Темп
изложения при изложении нового не может
быть быстрым.
Учитель
не должен стремиться рассказать «все что
знает сам».
Чем больше связей удалось реализовать
на уроке, тем выше идет кривая забывания,
тем больше уровень остаточных знаний.
Прежде чем запомнить,
нужно понять.
1. закономерность
осмысления
2
закономерность:
невозможно реализовать все связи
n
(n-1)
к-во
связей m
= ------------ n-
к-во понятий
2
n
3 4
5
10
необходимо выделить
m
3 6
10
45
главные взаимосвязи
ЗАЧЕМ?
ПОЧЕМУ?
б)
вопросы, связанные с содержанием.
ЧТО
ЭТО? из чего состоит?
частью чего является?
в)
вопросы, связанные с действиями и
способами его осуществления.
КАК?
КАКИМ ОБРАЗОМ?
г)
вопросы, касающиеся условий выполнения
действий, протекания явлений.
3
закономерность:
1 – 2 связи – выпадает из системы знаний.
Оптимальность
трех связей
каждого понятия с другими – установлена
статистически учить детей искать
взаимосвязи, задавать вопросы.
Виды и
приемы работы подсистемы «ОСМЫСЛЕНИЕ»
Использование
простых мыслительных операций:
-
анализа, синтеза;
-
сравнения,
противопоставления.
Выявление
межпонятийных связей:
-
при выполнении
индивидуальных заданий;
-
в процессе беседы;
-
в процессе
дискуссии;
-
с помощью «мозговой
атаки».
Использование
для изучения связей:
-
наблюдений в
природе;
-
эксперимента;
-
анализ структурно-логических
схем;
-
анализ матриц
связей.
Выяснение
характера связей:
-
непосредственных и
опосредованных;
-
причинно-следственных
и генетических;
-
пространственных и
временных;
-
последовательных и
параллельных;
-
прямых и обратных.
Графическая
регистрация связей:
-
построением
графиков;
-
заполнением таблиц
и матриц;
-
построением
структурно-логических схем.
Особенно отметим эффективность
применения структурно-логических схем.
Обобщение – выделение
каких либо свойств, принадлежащих
некоторому классу предметов, понятийные
обобщения, тематические, межпредметные. У
каждого вида обобщения есть свои
особенности, но всегда осуществляется
движение мысли единичного к общему, так как
обобщенная информация удобнее для
запоминания и использования.
Рассмотрим задание на понятийное
обобщение, которое предлагалось ученикам
разных классов.
Даны пять слов: корова, лось, собака,
овца, кошка. Надо одно из них вычеркнуть, а
для остальных четырех подобрать обобщающее
слово.
Предполагалось, что дети вычеркнут
слово «лось», а оставшееся слово обобщат
понятием «домашние животные».
Действительно, в большинстве случаев было
вычеркнуто слово «лось», но основания для
обобщения были взяты самые разные:
«лось» мужского рода, остальные –
женского;
«лось» второго склонения, остальные –
первого;
«лось» оканчивается на мягкий знак,
остальные буквой «а».
Встречались
и необычные обобщения:
все, кроме коровы, длинношерстные;
все, кроме кошки, длинномордые;
все, кроме кошки, мышей не ловят.
Возможность разных вариантов обобщения
развивает гибкость мышления, приучает
учеников к тому, что существуют разные
точки зрения, к выбору
наиболее существенного основания для
обобщения в зависимости от конкретных
условий. В приведенном примере даже
склонение существительных может оказаться
существенным признаком – на уроке русского
языка.
Виды и
приемы работы по обобщению материала
Понятийное
обобщение:
-
выделение общих
признаков;
-
выделение
существенных признаков;
-
обобщение по
противопоставлению.
Обобщение
на уровне понятий второго рода:
-
объединение
понятий;
-
использование
аналогий.
Тематическое
обобщение с использованием:
-
одномерной
классификации;
-
двухмерной
классификации (таблиц);
-
многомерной
классификации (описательной);
-
матриц связей;
-
структурно-логических
схем.
Обобщения
межтематические и межпредметные.
Статистические
обобщения с использованием:
-
средних значений и
других мер центральной тенденции;
-
частот;
-
оценки тесноты
связи.
В средней школе обобщению учат плохо, в
учебниках почти нет упражнений для этого.
Кое-кто даже считает, что оригинальное
обобщение – результат «озарения» -
доступно только «одаренным» ученикам. На
самом деле обобщение может стать
общедоступным, если использовать таблицу,
вдоль одной оси которой расположены
сопоставляемые понятия.
Текущее
повторение – повторение, направленное на
запоминание
материала
Д/з
– это текущее направление.
Можно через небольшой (до двух дней)
промежуток времени после объяснения – в не
отсроченном режиме либо через длительный
промежуток – в отсроченном режиме. В первом
случае забыто меньше и меньше,
соответственно, затраты времени на
восстановление забытого. Если построить
кривые забывания для обоих случаев, то они
пересекаются, и после точки пересечения
выше идет кривая не отсроченного
повторения. Другими словами,
не отсроченное повторение экономнее по
времени и эффективнее по результатам, чем
отсроченное. Эта закономерность открыта
немецким психологом Германом Эббингаузом и
является основной закономерностью
текущего повторения.
Вот почему опытные педагоги не
пренебрегают текущим повторением, вот
почему в школах и вузах США итоговая оценка
учитывает не только результат экзамена, но
и работу в течение учебного года, вот почему
нашими педагогами накоплен громадный
арсенал видов и приемов работы для текущего
повторения. Остановимся подробнее на
некоторых пунктах этого открытого перечня.
Виды и
приемы работы подсистемы «ТЕКУЩЕЕ
ПОВТОРЕНИЕ»
Закрепление
на уроке:
-
краткое повторение
нового материала;
-
просмотр материала
в учебнике;
-
выписывание
тезисов;
-
акцентирование
главного;
-
акцентировка
взаимосвязей в материале.
Специфика
домашних заданий:
-
с комментированием;
-
с выбором варианта
задания.
Домашняя
работа:
-
чтение учебника;
-
использование
плана;
-
составление плана;
-
письменные ответы
на вопросы;
-
формулирование
вопросов по изучаемому материалу;
-
анализ структурно-логических
схем;
-
взаимопомощь
учеников.
Опрос
на уроке:
-
индивидуальный;
-
с устным
комментированием;
-
магнитофонный;
-
с предварительной
подготовкой;
-
с опорой на план;
-
с опорой на
наглядность;
-
с опорой на
структурно-логические схемы;
-
«тройкой»;
-
фронтальный устный;
-
фронтальный устный,
программированный;
-
фронтальный с
использованием лингафонного или
компьютерного оборудования;
-
в процессе беседы;
-
в процессе
дискуссии;
-
со взаимоконтролем
учащихся;
-
письменный
пятиминутный;
-
письменный, более
глубокий;
-
письменный
самодифференцированный;
-
по карточкам;
-
тестовый
альтернативный;
-
тестовый с
конструируемыми ответами;
-
с перфокарточками;
-
путем
взаимопроверки домашних работ;
-
путем
взаимопроверки самостоятельных работ;
-
путем анализа
спроецированных на экран ошибочных решений;
-
путем письменного
комментария письменных работ.
Закрепление на уроке можно
разнообразить, если ученики класса
отличаются любознательностью и
прилежанием. Если же ученики инертны в
учебе, то целесообразнее использовать
просмотр материала в учебнике
непосредственно после объяснения. Это
поможет ученикам лучше ориентироваться в
материале при выполнении домашнего задания.
В расчете на каждого ученика – сильного
или слабого – должно даваться домашнее
задание? Здесь уместно еще раз упомянуть о
соотношении, установленном Хельмутом
Кляйном – 1 : 6. Другими словами, сильный
ученик затрачивает времени на подготовку
домашнего задания в шесть раз меньше.
Следствие этой закономерности –
необходимость дифференцированных домашних
заданий. Кстати, хронометраж уроков
показывает, что опытные учителя тратят на
комментирование дифференцированных
домашних заданий 3 – 4 минуты, рассматривая
его как эффективную форму повторения.
Начинающие же учителя дифференцированное
задание используют очень редко.
Опрос на уроке – это не столько
контроль знаний, сколько одна из
разновидностей текущего повторения. Это
хорошо понимают лишь наиболее опытные
учителя. Хронометраж показывает, что на их
уроках опрос имеет две фазы: вначале
опрашивается сильный ученик и весь класс
слушает его ответ; затем класс выполняет
небольшую (4 – 5 минут) письменную работу, во
время которых учитель прослушивает ответы
слабых учеников.
Из многих разновидностей опроса
следовало бы подчеркнуть важность тех, где
используются различные опоры (наглядность,
план, структурно-логические схемы и другие
свертки информации), где есть место
деловому общению учеников в микрогруппах,
где повышается частота опроса.
Так, при опросе «тройкой» к доске
вызываются три ученика одновременно. На
заданный вопрос отвечает первый из них,
второй добавляет или исправляет ответ,
затем их ответы комментирует третий. Так
достигается не только экономия времени, но
и состязательность.
на занятиях по астрономии и другим
предметам, на изучение которых отводится
мало уроков, используются письменные
самодифференцированные работы. Текст
задания содержит 5 – 6 вопросов разной
сложности, из которых школьники выбирают по
два. При этом они знают, что ответы на легкие
вопросы оцениваются тройкой, с повышением
сложности вопросов и качества ответов
повышается и оценка.
Представляет интерес и составление
вопросов учениками. Эти вопросы можно
использовать по-разному: от
комментирования учителем до организации
КВН.
ЗАДАНИЯ
1. При
малом количестве уроков в неделю частоту
упражнений можно повысить несколькими
способами:
-
концентрируя
внимание на нескольких учениках, которые в
этом больше других нуждаются;
-
используя работу
учеников в микрогруппах из 2-4 человек;
-
увеличив
количество уроков в неделю путем
последовательного изучения 2-3 учебных
предметов.
Подумайте о возможностях применения
каждого из этих способов в вашей работе,
посоветуйтесь с опытными учителями, с
заместителем директора школы.
2. Используя
дифференцированные домашние задания,
сравните трудность избираемых учениками
заданий с отметками по вашему предмету.
Обратите внимание на тех учеников, у
которых обнаружится расхождение этих
показателей.
3. Используя
двухфазный опрос или работу в микрогруппах,
оцените их влияние на сильных, средних и
слабых учеников.
Еще два
важных вида повторения
Текущее повторение обеспечивает
перевод информации из кратковременного
хранилища памяти в долговременное, но
оставляет нерешенными две проблемы: 1)
первая из них состоит в том, что обилие
неупорядоченной информации в
долговременном хранилище не позволяет ее
быстро извлекать. Поэтому она должна быть
систематизирована (то есть в какой-то мере
закодирована, «разложена по полочкам») Это
решается при проведении тематического,
систематизирующего повторения. 2) Вторая
проблема состоит в сохранении информации в
долговременном хранилище, в профилактике
забывания. Тут можно организовать итоговое
повторение – либо в конце учебного года,
либо равномерно распределив его во времени,
периодически в течение года повторяя
наиболее трудные вопросы.
Основные черты тематического (систематизирующего)
повторения – представление информации в
сжатом виде (построение – сверток) с
последующим кратным повторением;
последовательность повторения материала
желательна та же, что и при его изучении.
Свертки информации могут быть самыми
разными: от простейших планов-вопросников,
таблиц, графиков, рисуночных и
схематических сверток до структурно-логических
схем и обобщающих рефератов. Элементы
свертка используются и при решении других
задач обучения: при осмыслении и обобщении,
организации текущего повторения. Но если во
втором случае они играли лишь
вспомогательную роль, то в первом –
обеспечивает переход знаний на качественно
более высокий уровень, обеспечивающий
обозримость громоздкого материала, легкую
извлекаемость нужной информации, позволяют
рационально организовать профилактическое
повторение в течение года.
ЗАДАНИЕ
Какие виды сверток информации вы чаще
используете? Прежде чем предложить
ученикам свертку информации по теме,
подумайте, удобна ли она для быстрого
извлечения нужных элементов знаний.
Приведите пример свертки учебного
материала по одной из тем вашего предмета.
Формирование
и совершенствование умений
Умения
рассматриваются обычно как
функционирующие знания и подразделяют на
элементарные и сложные. Элементарные
умения можно довести до уровня навыка,
когда действие выполняется автоматически.
Для сложных умений это исключено.
Закономерностью формирования умений
можно назвать существование
технологической цепочки:
ЭУ
"
ЭН "
СУ
Смысл ее заключается в том, что
элементарные умения успешнее включаются в
состав сложных, если они доведены до уровня
навыка. В соответствии с этой
закономерностью построена дидактическая
целесообразная система умений. Она
содержит шесть видов упражнений:
предварительные, вводные, пробные,
тренировочные, творческие и контрольные.
Предварительные
упражнения служат актуализации опорных
знаний, умений, то есть тех, которые были
освоены ранее и находятся во взаимосвязи с
изучаемыми на данном занятии. Например, при
изучении решений квадратных уравнений
имеет смыл напомнить, как решаются линейные
уравнения. Предварительные упражнения не
должны занимать много времени и, как
правило, выполняются коллективно – с
использованием классной доски или
статистической проекции.
Вводные
упражнения могут быть двух значений: либо
для теоретического пояснения, либо для
показа действия. В том и другом случае они
выполняются учителем. Ученики могут
принимать участие в обсуждении
объясняемого материала.
Пробные
упражнения нужны для профилактики ошибок.
Традиционно их выполняют все ученики
одновременно при последующем сравнении
результата с полученным на классной доске.
Есть и другие возможности проведения
пробных упражнений, например, с
проецированием на экран решения с ошибкой,
которую предлагается найти. В любом случае
пробные упражнения выполняются под
контролем учителя.
Тренировочные
упражнения, необходимые для доведения
элементарных умений до уровня навыка,
выполняются, как правило, индивидуально и в
домашних условиях. Закономерность
выполнения тренировочных упражнений: важна
не столько их длительность, сколько частота.
Начинающие учителя, не зная об этом,
пытаются как можно быстрее сформировать
навыки, увеличивая объем тренировок. Это
приводит лишь к переутомлению ребят и к
тому, что они начинают отрицательно
относиться к учению. Необоснованна и другая
крайность, когда учитель вовсе
пренебрегает формированием навыков: этим
осложняется в дальнейшем работа над
сложными умениями.
Творческие
упражнения могут быть разными по характеру,
но в технологической цепочке они имеют
вполне определенное назначение: включение
элементарных навыков в состав сложных
умений. Выполняются, как правило,
индивидуально.
Контрольные
упражнения могут быть либо такими же, как
тренировочные, либо как творческие. Это
зависит от того, что контролируется:
сформированность элементарных навыков или
включение их в состав сложных умений.
Если для первых двух разновидностей
упражнений целесообразно изготавливать
транспаранты и применять кодоскопы, то для
последних трех, выполняемых индивидуально,
нужно разрабатывать комплекты карточек.
Если при работе в слабых классах
формирование и совершенствование умений
подвигается очень медленно, надо
посмотреть, не допущены ли методические
ошибки. Остановимся на некоторых из таких
ошибок.
Чаще всего при формировании
элементарных навыков не соблюдается
ежедневность тренировок. Каждый день,
проведенный без упражнений, ухудшает
результаты работы. Надо принять как
непременное правило: хотя бы пять минут
тренировки, но каждый день.
В классе надо каждый день вести учет
результативности работы. Допустим, из 30
учеников действие самостоятельно и быстро
выполнили: в первый день – всего 10, во
второй – 14, в третий – 17, в четвертый – 19, в
пятый – 20 учеников, а дальше рост
прекратился. Что делать? Попробуйте удвоить
частоту упражнений, проводя их малыми
порциями в начале и в конце урока. Это может
быть полезным для ребят с ослабленной
памятью.
Если и это не помогает, а дальнейшее
увеличение частоты тренировок требует
больших затрат времени учителя, то можно
подключить в помощь сильных учеников,
закрепив за каждым из них слабого.
При формировании сложных умений надо
обратить внимание на состояние
составляющих его элементарных навыков. Так,
выполнение сложных арифметических
примеров зависит не только от знания
порядка действий, но и от того, делает ли
ученик ошибки, связанные с неразвитой
оперативной памятью (тогда нужны
специальные упражнения по ее развитию), не
забыл ли таблицу умножения и т.д.
В ряде случаев требуется механическое
запоминание (исторические даты, запас слов
при изучении иностранного языка,
обозначения физических величин и единиц их
измерения, обозначения химических
элементов, таблица умножения, правильно
написание словарных слов,
тригонометрические формулы и т.д.). Для
этого можно успешно использовать сорбонки
– карточки небольшого размера,
предназначенные для активной тренировки.
Ниже приведены в качестве примера образцы
сорбонок.
лицевая сторона
обратная сторона
white |
белый | английский язык |
F, H | сила, измеряется
в ньютонах |
физика |
cos
2 a |
=cos2a-sin2f |
тригонометрия |
1242 | битва на Чудском
озере |
история |
Сохранить полный текст на компьютер!
(23 kb,WinRAR), (104 kb, Microsoft Word)
На начало страницы